Взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры как условие формирования положительного профессионально-психологического климата

Взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры как условие формирования положительного профессионально-психологического климата

Мы обратили внимание на то, что к средине учебного года возрастает число обращений сотрудников ДОУ к педагогу-психологу по личным и профессиональным проблемам. Педагогов тревожит загруженность на работе, нехватка времени «на себя». Все ситуации, которые воспринимались обычно спокойно, вдруг начинают вызывать напряжение: возникающие конфликты между детьми; другие мнения, взгляды, оценочные суждения по поводу проводимых мероприятий, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, требования администрации, вводимые инновации; снижение внимания со стороны родителей к воспитанию детей и т.д.

Нами были проведены диагностические исследования (диагностика эмоционального выгорания личности по методике В.В. Бойко, рисуночные тесты З. Королевой «Графический рисунок»), которые подтвердили наличие психологического дискомфорта у педагогов, характерного для ранней стадии развития синдрома эмоционального выгорания — стадии напряжения.

Один из пунктов требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации ООП гласит о том, что в деятельности педагогических работников в Организации необходимо исключать ситуации, негативно влияющие на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам. Именно поэтому мы стали искать способы снятия эмоционального напряжения работников ДОУ.

Увлеченность педагога-психолога индийскими танцами и неустанная пропаганда танцевально-двигательной терапии сделали свое дело. Наши воспитатели стали танцевать. Танец, как известно, раскрепощает, помогает снять психоэмоциональное напряжение. Чувство единения и гармонии, которые возникают в групповых танцах, дают людям эмпатическое понимание друг друга. Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он может придавать форму глубоко скрытым фантазиям. Так как танец использует естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует развитию осознания, понимания «Я». Движение само по себе изменяет ощущения. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают тот базис, на котором возникают и выражаются чувства. Также использовались различные техники релаксации, техники работы с дыханием, элементы музыкальной терапии: смена динамичной музыки на расслабляющую.

Общее дело, интерес к танцам способствовали сплочению нашего коллектива. Педагоги стали увереннее в себе, жизнерадостнее. Новое увлечение улучшило отношения между педагогами и воспитанниками, педагоги стали чаще танцевать с детьми, передавая им положительное отношение к физическим упражнениям, позитивный эмоциональный настрой. В итоге, занимаясь продолжительное время, педагоги совместно с психологом создали свой танец, который успешно прошел на конкурс «Большая перемена». Мы дали концерт в танцевальной студии «Сантош». Это придало личную уверенность педагогам, появилось большое желание работать сообща, каждый почувствовал себя творческим и саморазвивающимся человеком. О возникшем положительном психологическом климате свидетельствуют результаты повторной диагностики (опросник К.Маслач и С.Джексон (MBI).

Для педагогов, которые имеют небольшой педагогический опыт, важно взаимодействовать с другими специалистами образовательных учреждений, различных центров культуры с целью накопления и обогащения опыта. Наше дошкольное учреждение активно сотрудничает с досугово-развлекательным центром «Буревестник». Дети активно участвуют в фольклорном конкурсе «Гусельки»; творческие коллективы и студии культурно-досугового центра не раз давали спектакли и организовывали выступления для воспитанников детского сада. Сотрудники центра «Буревестник» были приглашены для участия в составе комиссии по оценке конкурса на лучшее оформление летних участков. Руководители танцевальных коллективов КДЦ проводили мастер-классы для наших педагогов. Все это позитивно сказывается на качестве работы педагогов, их настроении. Налаженное сотрудничество обогащает опыт работы педагогов и обеспечивает разнообразие их профессиональной деятельности.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по улучшению психологического климата в коллективе: развивать взаимодействие ДОУ с другими учреждениями, сотрудничать с досуговым центром «Буревестник», центром индийской культуры «Ратна». Планируются семинары для педагогов со специалистами из КДЦ «Буревестник» по нетрадиционным техникам рисования, совместный концерт работников ДОУ и ансамбля «Сантош» к празднику 8 марта. Мы также планируем привлекать родителей наших воспитанников к активному участию в творческих конкурсах и посещать интересные культурные мероприятия с детьми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *